Памятка по порядку и процедуре принятия устава муниципального образования

ПАМЯТКА ПО ПОРЯДКУ И ПРОЦЕДУРЕ ПРИНЯТИЯ УСТАВА (МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОВОГО АКТА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ) МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Процедура принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав (далее - МПА) детально урегулирована нормами ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и представляет собой последовательный ряд действий, который условно можно разделить на несколько этапов.
Первый этап
1. Опубликование (обнародование) проекта устава или проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Обращаем особое внимание на то, что временной промежуток между опубликованием (обнародованием) проекта устава (МПА) и его утверждением на сессии представительного органа должен быть не менее 30 дней.
Например, в случае, если проект был опубликован (обнародован) 10 октября, то его рассмотрение на сессии представительного органа должно быть не ранее 10 ноября.
Несоблюдение 30-ти дневного срока является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации устава (МПА), так как в данном случае нарушается процедура его принятия (ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).
Проект устава или проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования должен быть опубликован в официальном периодическом печатном издании муниципального образования. Как правило, к числу таких периодических печатных изданий относятся районные газеты. Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает возможность создания муниципальным образованием своего периодического печатного издания.
Как следует из п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
При этом согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не требуется.
Действующее законодательство также предусматривает возможность обнародования проекта устава (МПА). 
В данном случае в уставе муниципального образования должен быть закреплен порядок и процедура обнародования проекта устава (МПА).
Например, в уставе муниципального образования может предусматриваться,
что проект устава (МПА) не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному обнародованию в местах общего пользования, к числу которых относятся: больницы, библиотеки, Дом культуры, магазины, школы, доски объявлений и другие. Обнародование
осуществляется путем ознакомления жителей муниципального образования с текстом проекта устава (МПА), выпущенного тиражом в______ экземпляров1.
2. Вместе с проектом одновременно публикуется (обнародуется) установленный представительным органом муниципального образования порядок учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядок участия граждан в его обсуждении.
Согласно положениям ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Таким образом, если в Устав муниципального образования вносятся изменения, предусматривающие приведение Устава в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, то опубликование указанных порядков не требуется.
В случае если в Устав муниципального образования вносятся изменения, касающиеся приведения Устава муниципального образования в соответствие не только с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, но в соответствие с законами Красноярского края (например, в соответствие с Законом Красноярского края от 08.07.2008 № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае», от 16.10.2003 № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», от 18.07.2007 № 2-125 «О референдумах в Красноярском крае» и другими), то опубликование указанных порядков ТРЕБУЕТСЯ.
Обращаем также внимание, что опубликование проекта решения о внесении изменений в Устав муниципального образования требуется во всех без исключения случаях, даже если в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ не требуется опубликование порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
3. Кроме того, также должна быть опубликована (обнародована) информация
0 назначении публичных слушаний (ч. 3 ст. 28 Федеральный закон № 131-ФЗ).
Второй этап
Проведение публичных слушаний.
1 Тираж устанавливается по усмотрению органов местного самоуправления муниципального образования
самостоятельно.
Проведение публичных слушаний по проекту устава (МПА) должно быть запротоколировано. Протокол подписывается председателем публичных слушаний и секретарем. После проведения публичных слушаний проект устава (МПА) выносится на обсуждение представительного органа муниципального образования.
Третий этап
Проведение сессии представительного органа муниципального образования.
Обращаем Ваше внимание на порядок проведения сессии Совета депутатов. Такой порядок устанавливается регламентом представительного органа муниципального образования и включает в себя определенные требования к процедуре рассмотрения и утверждения проектов муниципальных правовых актов, а также содержит определенные требования к оформлению протокола сессии.
Протокол подписывается председателем представительного органа муниципального образования, независимо от того, совмещает ли глава муниципального образования должности главы и председателя Совета депутатов или нет.
На сессии принимается устав или решение о внесении изменений и дополнений в устав, то есть - МПА.
В соответствии с ч. 5 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ 5 устав (МПА) принимается большинством в две трети голосов от установленной в уставе численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Например, уставом предусмотрено, что представительный орган муниципального образования состоит из 15 депутатов, избираемых населением на основе прямого тайного голосования.
В данном случае устав (МПА) считается принятым, если за его принятие проголосовало 10 и более депутатов.
В случае если за принятие устава (МПА) проголосовало менее 2/3 от установленной уставом численности депутатов (независимо от того, по каким причинам депутаты не принимали участие в голосовании), то в соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» нарушение процедуры принятия устава (МПА) является основанием для отказа в государственной регистрации устава (МПА).
Четвертый этап
Представление документов на государственную регистрацию.
Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» предъявляются ряд требований к оформлению документов на регистрацию.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» документы на государственную регистрацию направляются главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. В случае если устав или МПА представляются на государственную регистрацию не главой муниципального образования, а иным лицом, то необходимо представить доверенность от имени главы.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» на государственную регистрацию представляются в двух экземплярах на бумажном и магнитном носителе следующие документы:
1) сопроводительное письмо на имя начальника Управления Министерства
юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю Ирины Васильевны
Астаниной;
2) устав муниципального образования в актуальной редакции (с внесенными
решением представительного органа муниципального образования изменениями и
дополнениями);
3) решение представительного органа муниципального образования о
внесении изменений и дополнений в устав либо об утверждении устава с
изменениями и дополнениями в целом
или решение схода граждан о принятии устава муниципального образования (решения о внесении изменений и дополнений в устав) - для муниципальных образований, в которых функции представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан;
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования. Аналогичные требования предъявляются к МПА (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»).
На последней странице устава (МПА) должна быть подпись главы муниципального образования, так как в соответствии с ч. 13 ст. 35, ч. 4 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ подписание и опубликование (обнародование) нормативных актов представительного органа муниципального образования отнесено к полномочиям главы муниципального образования.
4) протокол заседания представительного органа муниципального образования
либо протокол схода граждан, на которых был принят устав (МПА);
4) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.
Представление на государственную регистрацию неполного пакета документов или не соответствие таких документов требованиям, предъявляемым статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», является основанием для оставления документов без рассмотрения (п. 13 Рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.08.2006 № 147, далее - Рекомендации).
В случае оставления документов без рассмотрения срок для устранения замечаний главами муниципальных образований в соответствии с п. 15 Рекомендаций составляет 10 дней.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» предусмотрено, что решение о государственной регистрации принимается в тридцатидневный срок со дня представления документов на регистрацию.
Основаниями для отказа в государственной регистрации устава (МПА) являются:
1) противоречие устава муниципального образования (МПА) Конституции
Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Красноярского края,
законам Красноярского края;
2) нарушение установленного в соответствии с федеральным законом порядка
принятия устава (МПА).
Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации не является препятствием для повторного представления устава (МПА) для государственной регистрации после устранения указанных в заключении об отказе нарушений действующего законодательства.
Пятый этап
Опубликование (обнародование) устава (МПА) после государственной регистрации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) главы муниципальных образований обязаны направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Сведения направляются в письменном виде (источник опубликования с сопроводительным письмом, либо информационное письмо с указанием названия, даты и номера печатного издания, в случае опубликования, либо с указанием даты и места обнародования).
Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 19.7. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, - влечет административную ответственность.
По всем вопросам, связанным с государственной регистрацией уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении в них изменений и дополнений), Вы можете обращаться по телефону:
8(391) 227-13-65
Заместитель начальника отдела - Стеблева Екатерина Викторовна;
Специалисты:
Дранишникова Алена Владимировна;
Берестова Ирина Александровна;
Барышникова Екатерина Николаевна;
Михайлов Арсений Олегович.

Контакты

Администрация Туруханского района
663230 Красноярский край, c.Туруханск
ул.Шадрина А.Е, 15
тел.: 8 (39190) 4-43-35, 4-43-65
e-mail.: admtr@turuhansk.ru

Глава Туруханского района
663230 Красноярский край, c.Туруханск
ул.Шадрина А.Е, 15
тел.: 8 (39190) 4-47-62
e-mail.: deptr@bk.ru

© 2008 Администрация Туруханского района

Курсы валют (ЦБРФ от 23.10.17)

Евро EUR
67.8927
Доллар США USD
57.5118

Россия: Туруханск

Пасмурно, температура -1..-3 С, давление 748..750 мм рт.ст., ветер Южный, 2 м/с

по данным www.gismeteo.ru на 23.10.17
ИнтекМедиа, разработка сайтов Красноярск Создание сайта:
«ИнтекМедиа»