Аналитическая записка к докладу главы муниципального образования Туруханский район «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2009 год и их планируемых значениях на 3-летний период»
I. Экономическое развитие
Дорожное хозяйство и транспорт.
В связи с большой протяженностью территории муниципального образования Туруханский район, практически отсутствует развитая сеть авто дорог и полностью отсутствует сеть железных дорог. Основные линии коммуникаций проходят между относительно крупными населенными пунктами, расположенными по югу района. Таким образом, текущее состояние транспортной инфраструктуры препятствует удовлетворению общественной коммутативной потребности в беспрепятственном круглогодичном, комфортном и безопасном перемещении пассажиров и грузов.Практически на всей территории муниципального образования Туруханский район отсутствуют автодороги с твердым покрытием.
Регулярное автобусное сообщение с административным центром с. Туруханск имеют только жители д. Селиваниха.
В целях развития транспортной инфраструктуры на территории Туруханского района реализуются мероприятия в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)», а также мероприятия долгосрочной целевой программы «Дороги Красноярья» на 2009-2011 гг., в частности в 2009-2010 годах, ожидается капитальный ремонт около 1 км. дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием на территории г. Игарка, кроме того, капитальный ремонт 3 км. дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием предусматривает Программа развития городской инфраструктуры Игарки.
Развитие малого и среднего предпринимательства.
В 2009 году число субъектов малого предпринимательства увеличилось на 8 единиц. ( В 2008 году – 289 единиц, в 2009 году – 297 единиц). Наиболее привлекательной сферой деятельности продолжает оставаться сфера оптовой и розничной торговли, в которой сосредоточено более 60 % от общего числа малых предприятий района.
При развитии бизнеса в условиях Крайнего Севера основными сдерживающими факторами являются: рост цен на энергоресурсы, нехватка оборотных средств, существующая высокая процентная ставка по кредитам, сложность в получении кредита, недостаток залогового обеспечения.
Решением Туруханского районного Совета депутатов от 19.12.2008 г. № 18-448 утверждена районная целевая программа «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Туруханском районе на 2009-2011 годы», реализация которой позволит увеличить налоговые доходы районного бюджета от малого и среднего предпринимательства, увеличить число рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве, создать новые устойчиво работающие предприятия, привлечь субъектов малого и среднего предпринимательства к реализации муниципальных заказов на поставку (закупку) продукции и услуг. В рамках реализации данной Районной целевой программы, также было утверждено постановление от 23.03.2009 г. № 257-п «О ведении реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей муниципальной поддержки, оказываемой на территории Туруханского района». По состоянию на 2 апреля 2009 года, обратились за имущественной поддержкой и были включены в Реестр 3 субъекта малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования Туруханский район. В перспективе, планируется увеличение количества обращений и, как следствие, оказание поддержки, так как администрацией Туруханского района проводиться активная работа по доведению информации через средства массовой информации до субъектов малого и среднего предпринимательства, о порядке и условиях предоставления поддержки на развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Туруханский район.
Улучшение инвестиционной привлекательности
Увеличение показателя 7 «Площадь земельных участков, предоставленных под строительство» за 2008 год, обусловлено реализацией мероприятий, предусмотренных приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье гражданам России» Программы развития материальной базы социальной сферы Туруханского района на 2009 год в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Советом администрации Туруханского района и открытым акционерным обществом НК «Роснефть», а именно:
В период с 2010 по 2012 гг. в муниципальном образовании Туруханский район, планируется начало строительства и реконструкции следующих объектов:
1. Строительство здания под спорткомплекс в с. Туруханск;
2. Строительство крытого катка в с. Туруханск;
3. Строительство административного здания под ФАП в п. Совречка
4. Реконструкция пристройки под детскую школу искусств в г. Игарка;
5. Строительство водозаборной скважины в г. Игарка;
6. Строительство соматического отделения в г. Игарка;
7. Строительство 16-ти квартирного дома в с. Туруханск;
8. Строительство школы в с. Фарково.
В последнее время более активно ведется строительство индивидуального жилья, несмотря на то, что данный вид работ является довольно затратным: высокие проценты по кредитам, дорогой строительный материал, высокие транспортные расходы по его завозу.
Сельское хозяйство.
Сельское хозяйство муниципального образования Туруханский район в основном представлено подсобными хозяйствами населения, расположенными на юге района.
Из реестра зарегистрированных юридических лиц предприятий сельскохозяйственного направления фактически осуществляют деятельность только три предприятия: ООО «Игарская организация сельского хозяйства и животноводства», с основным видом деятельности – животноводство; ООО «Игарский рыбозавод», с видами деятельности – вылов и переработка рыбы; ООО «Возрождение» - растениеводство. Все предприятия отнесены в разряд малых.
В настоящее время, к прибыльной организации сельского хозяйства относится ООО «Игарская организация сельского хозяйства и животноводства».
На территории муниципального образования Туруханский район готовиться программа развития и поддержки сельхоз. товаропроизводителей всех форм собственности. Так же программой предусмотрено развитие таких направлений как охотничий и рыбный промыслы.
Ожидаемые показатели программы развития предусматривают: реконструкцию и модернизацию животноводческого комплекса путем расширения объема и ассортимента выпускаемой продукции, увеличение количества вылова рыбы с близ лежащих водоемов Туруханского района и ее качественная переработка; установка новой технологической линии по выпуску пресервов, готовой рыбной продукции производимая продукция максимально закроет потребность детских садов, школ, больниц, центра пожилых граждан и инвалидов, а также населения района.
Значимым резервом наращивания производства сельхозпродукции в районе будет являться развитие личных подсобных хозяйств граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, мероприятия районной целевой программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Туруханском районе на 2009-2011 годы», также позволят увеличить производство сельскохозяйственной продукции.
II. Доходы населения.
Снижение показателя 13 «Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций муниципального район» произошло в результате более опережающего темпа роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций муниципального района, над темпом роста среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений. Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций муниципального образования Туруханский район составил 118% в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных детских дошкольных учреждений составил 113% в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей муниципальных общеобразовательных учреждений составил 137% в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы прочих работающих в муниципальных общеобразовательных учреждениях (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс) составил 137% в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
Темп роста .среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в учреждениях здравоохранения составил 158% в 2009 году по сравнению с 2008 годом, в том числе:
Темп роста .среднемесячной номинальной начисленной заработной платы врачей составил 127% в 2009 году по сравнению с 2008 годом;
Темп роста .среднемесячной номинальной начисленной заработной платы среднего медицинского персонала муниципальных учреждений здравоохранения составил 102% в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
Таким образом, в муниципальном образовании Турухаснкий район, наблюдается стабильное положение в основных отраслях экономики, функционирование которых, оказывает значительное влияние на уровень жизни населения муниципального образования.
III. Здоровье.
Медицинскую помощь населению муниципального образования Туруханский район оказывают: МУЗ Туруханская МЦРБ, Игарская ЦГБ, 5 участковых больниц, 1 врачебная амбулатория, 12 ФАПов, 3 отделения СМП, входящих в состав МУЗ Туруханской МЦРБ и Игарской ЦГБ. Стационары для оказания круглосуточной медицинской помощи развернуты на 257 коек, стационары дневного пребывания на 59 коек. Удовлетворенность населения Туруханского района качеством оказания медицинской помощи в 2009 году составила 65 % от числа опрошенных, что на 20 % меньше, чем в 2008 году. Основной причиной снижения удовлетворённости населения является снижение доступности, работа выездных врачебных бригад для оказания плановой консультативно и практической помощи населению района приостановлено в связи с отсутствием финансирования полетов.
Доля населения, охваченного профилактическими осмотрами в 2009 году, составила 88,30 %, что на 0,6 % больше, чем в 2008 году. Стабильный процент профилактических осмотров в 2009 году связан с постоянным контингентом работающего населения Туруханского района проходящим периодически профилактические медицинские осмотры.
В 2009 году уменьшилось числа случаев смерти на дому лиц в возрасте до 65 лет на 38 случаев меньше, чем в 2008 году.
Уменьшение данного показателя связано с более качественной диспансеризацией групп риска по заболеваниям, своевременной госпитализацией больных в круглосуточный стационар.
Увеличение случаев смерти лиц трудоспособного возраста в первые сутки пребывания в стационаре в 2009 году на 5 случаев по сравнению с 2008 годом, увеличение количества случаев смерти от инфаркта миокарда и инсульта среди лиц в возрасте до 65 лет в сравнении с 2008 годом 13 и 7 соответственно, связано с наращиванием объемов производства Ванкорского месторождения, как следствие, увеличением случаев травматизма, неотложных состояний среди работников ВПУ и ростом экстренных госпитализаций больных в лечебные учреждения Туруханского района.
В 2009 году имели место 3 случая смерти детей до 18 лет на дому, что больше, чем в 2008 году – 2 случая. 2 смерти детей от неизлечимых заболеваний (врожденная патология) 1 – онкология, 2 случая смерти детей в первые сутки в стационаре – перинатальная смерть.
Уровень госпитализации в стационары лечебных учреждений Туруханского района остался на прежнем уровне, в 2008 г. составил 26,60 человек, а в 2009г. – 26,50 человек.
По сравнению с 2008 годом на 10000 человек населения уменьшено число коек круглосуточного стационара с 129,70 в 2008 г. до 125,80 в 2009 г.
Среднегодовая занятость койки в стационарах в 2009г. Увеличилось с 251 дней в 2008г. до 253,90 дня в 2009 г.. Увеличение данного показателя на 2,90 к/дня связано с открытием здания инфекционного отделения ТМЦРБ после ремонта.
Объем стационарной медицинской помощи в 2009 году составил 3,21 к/дней на одного жителя, что на 0,05 % меньше, чем в 2008 году.
Средняя продолжительность пребывания пациента на койке в круглосуточном стационаре стабильна, в 2008 г. – 12,30 дней, в 2009 г. – 12,20 дней.
Незначительное уменьшение объема показателей стационарной помощи в 2009 г., связанно с увеличением обращаемости населения в краевые лечебные учреждения.
Объем оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению Туруханского района в 2009г. 13,10 посещений на одного жителя, в 2008г. - 9,62 посещений на одного жителя. Увеличение данного показателя связанно с активизацией работы участковых служб и организацией работы выездной бригады стоматологической службы по отдалённым посёлкам района.
Объем медицинской помощи по дневному стационару в 2009 г. без существенной динамики в сравнении с 2008 г. – 0,30 пациента/день на одного жителя, 0,41 в 2009 г. Недостаточные объемы показателей по дневному стационару обусловлены закрытием здания дневного стационара (в связи с аварийной ситуацией с января 2009 года). В настоящий момент койки дневного стационара развернуты на базе круглосуточного стационара в терапевтическом и детском отделениях ТМЦРБ. Кроме того большинство госпитализированных больных в круглосуточных стационарах являются жителями отдаленных поселков. Перевод таких больных на долечивание в дневной стационар затруднен из-за отсутствия возможности проживания в районном центре на период лечения в дневном стационаре.
Объем оказания скорой медицинской помощи в 2009 г – 0,53 вызова на одного жителя в год, в 2008 г. составил 0,51 вызовов на одного жителя в год. Незначительный рост вызовов по отношению к 2008 году вызван участившимися вызовами в аэропорт г.Игарки во время пересменки вахтовых рабочих.
IV. Дошкольное и дополнительное образование детей.
Анализ эффективности мер по организации дошкольного и дополнительного образования детей, принимаемых органами местного самоуправления, показал следующие результаты: 1) удовлетворенность населения качеством дополнительного образования детей за 2009 год составляет 98% от числа опрошенных, что на 16% выше аналогичного показателя за 2008 год; 2) удовлетворенность населения качеством дошкольного образования детей за 2009 год занимает очень высокий уровень, по отношению к предыдущему 2008 году данный показатель остался неизменным и составляет 96% от числа опрошенных. В муниципальном образовании Туруханский район отсутствуют субъекты малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета муниципального образования. Все учреждения, оказывающие услуги по дополнительному и дошкольному образованию детей, на территории Туруханского района, являются муниципальными.
На данном этапе, в учреждениях дополнительного и дошкольного образования детей, вовлечены в учебный процесс квалифицированные кадры района, обеспечивающие разностороннее, качественное и доступное образование. Так же органами местного самоуправления ведется работа по дополнительному привлечению в дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования муниципальных образований квалифицированных специалистов, увеличению материально-технических и финансовых ресурсов в системе дошкольного образования.
V. Образование (общее).
Анализ степени усвоения выпускниками образовательных программ среднего (полного) общего образования показал, что удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, составляет 87,4 %, в числе выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене. Качество общего образования занимает уровень прошлого 2008 года и составляет 78% от числа опрошенных.На данном этапе, в учреждениях общего образования детей, вовлечены в учебный процесс квалифицированные кадры района, обеспечивающие разностороннее, качественное и доступное образование. Так же органами местного самоуправления ведется работа по дополнительному привлечению в учреждения общего образования муниципальных образований квалифицированных специалистов, увеличению материально-технических и финансовых ресурсов в системе общего образования.
Общая оценка динамики показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления говорит о достаточно высоком уровне общего, дополнительного и дошкольного образования в Туруханском районе по итогам 2009 года.
VI. Физическая культура и спорт.
Основная цель руководства муниципального образования Туруханский район направлена на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни граждан и достойное выступление спортсменов на соревнованиях различного уровня.С реализацией целевой программ «Дети» одной из главных задач системы дополнительного образования стало развитие массового спорта. С этой целью в нескольких общеобразовательных школах района были созданы физкультурно-спортивные клубы. В 2007 году была запущена система многоуровневых спортивно-массовых мероприятий для физкультурно-спортивных клубов.
Анализ доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, показал, что данный показатель растет с каждым годом. В ближайшие 3 года также будет сохраняться данная тенденция путем вовлечения населения в физкультурно-оздоровительные секции и спортивные мероприятия согласно стратегии развития муниципального образования Туруханский район.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Советом администрации Туруханского района и открытым акционерным обществом НК «Роснефть», предусмотрено строительство здания под спорткомплекс и строительство крытого катка в с. Туруханск.
VII. Жилищно-коммунальное хозяйство.
Жилищно-коммунальный комплекс муниципального образования Туруханский район включает в себя жилищный фонд общей площадью 455100 кв.м., объекты водоснабжения и водоотведения, коммунальную энергетику, благоустройство, оказание бытового обслуживания. В связи с тем, что Туруханский район является территорией Крайнего Севера, вопросы содержания и обслуживания жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры приобретают здесь особую актуальность.
В связи с этим, основными задачами администрации Туруханского района в сфере ЖКХ, которые необходимо разрешить в процессе дальнейшего развития, являются: повышение качества предоставляемых услуг, снижение текущих затрат при производстве и передаче тепловой и электрической энергии.
Для достижения этих задач запланированы следующие мероприятия: частичная замена тепловых сетей, модернизация систем теплоснабжения с применением высокоэффективных теплоизоляционных материалов, обновление парка дизель-генераторов, закупка и установка на котельных эффективных котлов заводского изготовления, модернизация котельных – применение на котельных принудительной тяги, установка контрольных приборов и приборов безопасности, капитальный ремонт линий электропередач, налаживание учета электроэнергии на источниках, содержание и текущий ремонт жилого фонда.
VIII. Доступность и качество жилья.
В 2009 году было введено 1240 кв.м. жилья, что составило 99,90% к 2008 году. Ввод жилья был осуществлен за счет средств индивидуальных застройщиков. Количество сданных в эксплуатацию квартир составило 9 единиц. Следует отметить, что в прогнозируемом периоде ожидается снижение показателя площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя, что связано с запланированным на 2009 год сносом ветхих домов, расположенных районе старого города г. Игарка. Однако, планируется строительство 16-ти квартирного дома в с. Туруханск и жилого многоквартирного дома в г. Игарка, что позволит снизить разрыв между количеством сноса ветхого жилья и вводом в действие нового.
IX. Организация муниципального управления.
Согласно проведенного опроса, в 2009 году удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления муниципального образования Туруханский район, в том числе информационной открытостью увеличилась по сравнению с 2007 годом на 2%, в первую очередь, данная положительная динамика связана с тем, что органами местного самоуправления осуществляются и разрабатываются различные программы, направленные на стабильное развитие всех сфер экономики муниципального образования.В 2010 году ожидается значительное увеличение доли собственных доходов местного бюджета в общем объеме доходов бюджета муниципального образование, что в свою очередь связано с увеличением поступлений налоговых платежей в результате начала эксплуатации Ванкорского месторождения, а также значительного уменьшения сумм задолженности по налогам и сборам в бюджет муниципального образования, с целью чего, на территории Туруханского района функционирует комиссия по повышению эффективности взыскания задолженности.
В муниципальном образовании Туруханский район был принят бюджет на 3-х летний период с 2010 по 2012 год.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования в 2009 году составил 2653325, что на 7% больше общего объема расходов бюджета муниципального образования в 2008 году.
Основную долю в расходах бюджета составляют расходы на жилищно-коммунальное хозяйство – 33%, расходы на образование – 22%.
В 2010-20012 гг. деятельность руководителей Туруханского района будет сосредоточена на следующих приоритетных направлениях:
- всестороннее содействие в освоении Ванкорского нефтегазового месторождения;
- оказание помощи в проведении работ по освоению разведанного Порожинского месторождения марганцевых руд;
- снижение зависимости экономики района от изменения цен на бензин, дизельное топливо и энергоресурсы, через создание и развитие на территории района соответствующих производств сопутствующих освоению нефтегазовых месторождений;
- создание условий для развития въездного и выездного туризма;
- создание условий для эффективного природопользования;
- продолжить строительство и реконструкцию объектов социальной сферы, способствовать активизации индивидуальных застройщиков;
- для развития человеческого потенциала, продолжать формировать благоприятный социальный климат на основе модернизации систем соответствующих социальных услуг: стабилизация и развития системы здравоохранения, образования, технического переоснащения объектов физкультуры и спорта, осуществление мероприятий по вовлечению населения в занятия спортом, реализация мероприятий в области молодежной политики, направленных на создание условий для привлечения и закрепления в районе молодых квалифицированных кадров и улучшение демографической ситуации, реализация мероприятий, направленных на повышение социальной защищенности нуждающихся категорий граждан.
Исполняющий обязанности
главы администрации
Туруханского района А.Л. Арзамазов